Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с казахстанской художницей Еленой Безруковой. Она является кандидатом психологических наук, доктором PhD, бизнес-тренером, коучем и художником в одном лице.

Сейчас у Елены проходит международная выставка-турне «Взгляд из Зазеркалья», организацию которой проводит Academy of Ambitious Artist. Она, с одной стороны, заявляет мировому культурному сообществу о том, что в Казахстане существует современное искусство, с другой стороны – во время своего турне она познакомиться с творческими людьми из других стран.

Артемьева Алеся

Елена, расскажите немного о себе. Где Вы родились? Как проходило Ваше детство? Какое самое яркое событие детства Вы помните?

Добрый день! О своем детстве… Я коренная алматинка. Мои предки, казаки, приехали сюда с первыми переселенцами в середине 19-го века. Они прибыли с Тобольской губернии, из Сибири. Но восстанавливая свое генеалогическое древо, я выяснила, что у меня в роду есть и татары, и мордва, и евреи, и  думаю, это далеко еще не полный список корней.

Я очень люблю Алматы, алматинцев, казахстанцев, хотя в детстве меня очень  тянуло в Россию к березкам, к русским сказкам и легендам.  Мое детство проходило, как у всех советских детей. Сейчас я думаю, что оно было очень хорошим. Единственно, что омрачало мою жизнь, это глубокая травма – у меня умер отец, когда мне было два года. Это очень сильно сказалось на моем характере – я была замкнутой, трусливой, пугливой. Но, при этом, мне повезло — моя мама вышла замуж за моего отчима, папу. И у нас получилась очень хорошая, дружная семья. Главными ценностями были любовь, уважение друг к другу и книги. У меня так и осталась картинка с детства: прихожу домой, папа держит маму на ручках, мы с братом устраиваемся рядышком и целый вечер говорим, общаемся, рассказываем друг  другу дневные события. Нам было очень интересно и тепло друг с другом.

То есть у Вас в семье была очень дружелюбная атмосфера и Вы могли развиваться, учиться в любом направлении. Вы были творческим ребенком?

Вы знаете, наоборот, я не была творческим ребенком. Из-за того, что …Во-первых еще нужно определить – что такое творчество. Творчество можно понять, как способность и желание что-то делать руками. Творчество — желание и способность делать руками не так, как другие. Творчество как свобода поведения, свобода мысли. Творчество в своей профессии. Творчество, как хобби, как рукоделие. Творческимрукоделом я никогда в детстве не была…До школы я не была лидером, не была заводилой.Я была очень тихим, скромным мышонком, потому что боль от потери отцаво мне долго жила,  и я долго раскрывалась. При этом,с первых лет жизни во мне жило  упрямство, которое потом переросло во внутреннюю свободу и самостоятельность. Я всегда старалась делать то, что я хочу. Даже если мои желания были скромны, то я всегда к ним стремилась. Была еще детская мечта – это попасть в сказку. Просто до жути хотелось попасть в волшебство, либо создать его самой. Видимо, эта мечта и определяет многие поступки и события в моей жизни.

Удивительно, но все-таки. Вспомните и расскажите нам самый яркий эпизод из детства, связанный с творчеством.

Вот, такой хороший вопрос. Ну, не помню я. Не было у меня таких эпизодов, что бы я что-то творила, красиво рисовала, лепила. У меня, правда, была какая-то тяга к ткачеству, к работе с тканью, с нитками. В 5 лет я сделала себе маленький ткацкий станок и что-то пыталась на нем ткать. Но в этом творчества было мало. Я сейчас вспоминаю, что я с детства видела линии. Зачастую, когда я оставалась дома одна, я могла уставиться в какую-нибудь линию, трещину, извилину и долго и внимательно их рассматривать,создаваяв голове какие-то образы и истории про них. Сейчас я понимаю, что моя проективная графика, в общем-то, оттуда где-то и пошла. Это способность рассматривать линии и придавать им значения.

Очень интересно. То есть получается, что это не было детской мечтой, реализованной во взрослом состоянии. Видимо, это было уже зрелое решение – стать художницей. Как Вы пришли к Вашему искусству?

К искусству я пришла через работу над собой. Я понимала лет с 3-х (у меня очень глубокая и ранняя память), что нельзя жить так, как я живу. Я всего боялась — играть, бегать, творить. Я даже боялась дышать в присутствии других людей, старалась сократить свое дыхание, уменьшить его частоту. И поэтому с шести лет, когда я пошла в школу, я решила, что  буду хулиганить. И стала воспитывать свой характер. С тех пор, как  стала воспитывать себя, я постоянно вытаскивала себя из собственных страхов. Каждый раз, когда мне говорили – нельзя, не смогу, не получится — я упиралась и старалась это сделать.. Мммм…..и по ходу моего непослушания я начинала раскрываться. Уже со школы мне очень хотелось научиться читать людей. В 15-17 лет я практиковала такую вещь: смотрела на людей в автобусе, на улице и начинала рассказывать своим подругам то, что я видела об этих людях. Несколько раз моиподруги, мои однокурсницы подходили к этому человеку, о котором я рассказывала, и спрашивали — так ли это. И были все удивлены, и я в первую очередь, что то, что я рассказываю про человека — про его настоящее, про его прошлое, совпадало с реальностью процентов на 90. Мне приносили коллективные фотографии своих знакомых, одноклассников и я про каждого рассказывала, не зная никого, только глядя на фотографию. И люди поражались и признавали мою способность понимать, читать людей вот так с листа. Вот это, я думаю, мое творчество. Но творчество было именно во взаимодействии с людьми, в понимании их внутреннего мира. Мне очень нравилосьразмышлять, как тому или другому можно научить других людей и постоянно придумывать  новые способы обучения.

Каким же образом вы пришли именно к рисованию? К графике?

Рисовать я начала 18 лет назад, когда я уже была взрослым, сформировавшимся человеком. Знаете, Евгения, у меня есть такая присказка «Я всегда хотела рисовать, но никогда не умела этого делать руками, поэтому научилась рисовать сердцем». На одном из семинаров, слушая лектора, понимая его с полуслова, мне не хотелось изображать внимательного слушателя, по –этому, чтобы не проявлять неуважениек нему,  япродолжала быть в потоке информации, а рукам позволила рисовать. Так и пошло, я смотрела на кого-то, давала задание рукам и они рисовали портреты. И я стала видеть, что эти портреты живые, что они интересны, что они, в общем-то, отражают суть. Но из моего окружения мало кто  сначала их видел, махали рукой и говорили «ну, и что? ну, и что  это?»Но к тому моменту я уже научилась слушать сама себя и доверять себе, пройдя многочисленные уроки от жизни. И так как я уже научилась слушать сама себя и продолжала рисовать, продолжала видеть в своих рисунках больше, чем просто какие-то линии. Однажды япоказала свои работы Валентине Тихоновне Тихомировой. И она сказала «Лена, это похоже на новое направление в искусстве, это нечто серьезное». И вот ее поддержка в меня вселила дополнительную веру, и я продолжала рисовать и показывать ей. Потом я уже стала показывать свои работы слушателям своих тренингов, курсов. Тогда же делала небольшие выставки после тренингов. И, в общем-то, людей это забавляло. Не было ощущения у людей, что это что-то серьезное. К искусству у нас принято относиться, как к процессу, который делается долго, сложно, муторно.Я тоже думала, что искусство — это то, что надо созидать долго и мучительно. Но если графелвы, мои работы рождают чувство легкости, улыбки, заставляют задуматься, заставляют увидеть что-то с новой точки зрения, то почему это не искусство? Поэтому я много лет не обращалась к профессионалам, не пыталась себя показать, как художника. Но продолжала рисовать, просто зная, что это классно.

 

Почему Ваше творчество Вы назвали «проективная графика»?

Назвала его так Валентина Тихоновна Тихомирова,к.п.н., искусствовед и художник. Она провела масштабное исследование и показала мне и миру, что проективная графика – это новое направление. Графика – это картина в линиях в черно-белом цвете. Проективная от слова проекция, проекция мира,  рисунка личности  человека  через линии. Как я понимаю слово проекция– оно ключевое…

Вот, все, что Вы говорите – очень интересно. Видно, что Вы человек увлеченный и увлекающийся. А как Ваши близкие относятся к Вашему творчеству? Помогают? Поддерживают? Или наоборот?

Этот вопрос вызывает улыбку. Мои мама и папа всегда меня поддерживали. Но они меня поддерживали, как человека. Родители —  люди советского времени, когда не принято было своих детей хвалить, внушать им уверенность. Главным в воспитании советского человека был коллективизм, стирание индивидуальностей и отсутствие зазнайства.Когда я показала свои первые графелвы родителям, они,как и многие,пожали плечами и сказали «Ну, и что это?». Когда я показалаграфелвы своему мужу, он сказал «Прости, я в этом ничего не понимаю». То есть, мои близкие не оценили творческие порывы, однако любя меня, храня мои чувства, они меня не критиковали. К этому моменту, у меня выработалась четкая уверенность в самой себе и ощущение, что я стою на ногах. Мне, по сути, не важно, разделяют или не разделяютсо мной родные люди взгляды на творчество. Но при этом дома у родителей на центральном месте висят графелвы! Так же получилось и с Центром. Сначала мама с папой переживали за меня и уговаривали меня закрыть мою компанию, чтобы я жила спокойно и сытно, но сейчас они являются главными «болельщиками»за жизнь Центра Елены Безруковой.

А как же Ваши девочки? Они как к Вашему творчеству относятся?

Дети – это особая песня, особая история. Они привыкли меня видеть такой, какая я есть. У нас с детьми есть такая традиция. Когда я выхожу из дома на работу, то  кручусь перед дочерями и спрашиваю «Как я выгляжу?».Сначала мои красавицы очень трезво, очень серьезно говорили «Поправь прическу….Пойдет…Нормально». Но меня  поддевалослово «нормально», я не понимаю, нормально относительно чего?Отвечала им: «Я не нормально выгляжу, я выгляжу великолепно, прекрасно». И  добивалась, что бы мои  девчонки повторяли «Великолепно! Прекрасно!».  Потом моя младшая дочь научилась усиливать этот эффект и начинала закатывая глазки восклицать: «Ах, шикарно! Шикарно!». И мы все смеялись. И в итоге я выхожу из дома всегда в хорошем настроении. И так сложилась традиция, что чтобы мама не одела, чтобы мама не сделала «Это прекрасно! Прекрасно!». И знаете, что за многими  словами стоит колоссальная энергия. И я уже потом поняла, что выработала в себе привычку быть максимально счастливой, и выработала привычку в своих детях видеть максимально счастливой свою мать. Максимально успешной. И думаю,  это помогает и Даше  с Настей. Я понимаю, что красота это не внешнее. Красота – в том огне, который есть в моей груди. И если кто-то этого сейчас не видит, то я помогу это сделать. Поэтому мои дочери поддерживают меня всегда, потому что они привыкли, что я огонь, что я горю, что я верю. И они у меня учатся. Даша, старшаядочка, потрясающий художник, который ни дня не живет без живописи.Младшая дочь, Настя, талантливый коммуникатор с красивым голосом и пластикой движения.Они обе активно развивают свои таланты. Надеюсь, мой пример им в этом помогает.

 

Нам известно, что в 2014 году Вы презентовали свою книгу «Проективная графика. Первый альбом». Расскажите о ней. Откуда вообще возникла такая идея? Где проходила презентация?

2014 год был очень непростым.У моего близкого человека, наставника, Валентины Тихоновны погиб младший сын, Олжас…Она очень-очень по нему тосковала. Естественно, мы переживали все, но горе матери не описать. Однажды Валентина Тихоновна предложила: «А давай мы сделаем книгу по проективной графике. Можно мы посвятим эту книгу Олжасу?» Я, естественно, дала согласие. И тогда мы совместными усилиями и финансами сделали эту книгу. Валентина Тихоновна отвечала за оформление книги и за описание проведенного ею исследования. Я писала статью, делала графелвы. Первый альбом мы выпустили в Алматы на русском языке.Сразу же провели выставку памяти Олжаса Тихомирова. Это было очень красиво. Пришли друзья, знакомые, которые знали Олжаса. Многие наши гости  увидели искусство, глубину проективной графики,легкость и ироничность моих работ, мудрость и боль работ Валентины Тихоновны. Это была первая заявка о проективной графике. После этого в 2015 году мой друг-издатель Марат Ахмеджанов увидел книгу о проективной графике и предложил издать ее на английском языке в Лондоне. Мы согласились и сделали это. Я поехала в Лондон, где прошли презентации книги, участие на Всемирной Книжной Лондонской Ярмарке. Тогда я была первым участником этой ярмарки от Казахстана. На ВВС  у меня взяли интервью о состоянии современного искусства в Казахстане.Во время презентации произошла пикантнаяситуация.Англичане, русские эмигрантыслушая меня и переводчика, улыбались, но… вежливо, холодно, натянуто. Я же по лицам читаю, о чем думают люди и что они чувствуют!Не для того я приехала через весь континент, не для тогомы столько готовились с Валентиной Тихоновной, что бы люди мне вежливо улыбались в ответ! И тогда я сделала серию портретов в стиле проективной графике, на которых люди себя узнали. Тогда у них появился интерес – что же это такое? как я это вижу? и как это ложится на бумагу? И вот тогда произошел эмоциональный «бум!» среди слушателей! Мы много беседовали, некоторых я  консультировала. Я увидела искренний интерес, искренние улыбки, искреннее удивление у наших английских зрителей, что можно вот так интересно, необычно подавать, зарисовывать душевные движения.

Мыслители древней Греции говорили: «Занимайтесь любимым делом, и ни один день не будет у вас рабочим». Как видно из того, что Вы говорите, Вам нравится то, чем Вы занимаетесь. Но иногда всем нужны источники вдохновения. Где Вы черпаете вдохновение?

Евгения, я так Вам благодарна за вопросы! Потому что они заставляют задуматься о важных вещах…. Ну, надо помнить о том, что я очень много работаю. Ине потому что я такая бедненькая, несчастненькая. Я просто так думаю, так живу, я люблю работать. Я обожаю свою профессию, профессию бизнес-тренера. Я очень люблю общаться с людьми, рассматривать людей. Как-то мне мой брат сказал: «Лена, вот пока группа идет, пока ты работаешь с людьми, ты как лампочка светишься вся, порхаешь, сияешь. Только группа вышла с кабинета, ты, рррраз, потухла. Зашла новая группа – ты опять засияла. Как у тебя так получается?» Я полагаю, это уже  профессионализм в плане способности управлять своими эмоциями, своей энергией. Все-таки с годами я научилась это делать. Включаю – когда нужно, выключаю – когда можно. Но жизнь, есть жизнь и она показала, что душа не бездонная бочка, не бездонный колодец. Она тоже требует подпитки и эмоций. Четыре года назад мы с коллегой разработали программу, которая называется «Восстановление эмоциональных ресурсов». И я провела эту программу для своих клиентов, естественно, опробовала ее на себе. И с тех пор я следую своим же рекомендациям, как жить, что быть счастливой, что бы иметь силы и энергию для счастья, что бы иметь вдохновение.

Во-первых, я читаю достаточно много. Книги меня очень вдохновляют, просто заводят. А так как я читаю быстро, то скорость поглощения информации дает дополнительные силы. Во-вторых – рисование. Рисование графелв, рисование мандал, штриховка и письмо обеими руками. Я правша, но еще с 1995 года я стала делать упражнения для развития левой руки, правого полушария, полушария творчества. И очень простые упражнения штриховки, для развития мелкой моторики включают вот эти зоны творчества. В- третьих, я полюбила поэзию. В свободные минуты, (именно минуты!) я читаю стихи любимых авторов. Очень люблю изобразительное искусство. Раньшемы с Валентиной Тихоновной часто ходили на выставки. Она любила смотреть картины со мной. И говорила: «Лена, тебе нужно за деньги комментировать картины». Ну, потому что, ну, вижу я….и с точки зрения художественной ценности, и с точки зрения психологии, и с точки зрения истории автора. Я могу по каждой картине рассказать целую лекцию, хотя могу впервые ее видеть. Мне нравится это! А еще я черпаю вдохновение от людей. Когда я встречаю хороших, светлых людей, общаюсь с ними. А так же я черпаю вдохновение от людей, у которых нет вдохновения. Сидит он такой понурый, забитый, нестрастный. У меня руки чешутся, что бы закинуть в него шариком бумажным, поиграть с ним в какую-нибудь игру, что бы энергия появилась. Пока я в детстве боролась со своими страхами и комплексами, то из тихони превратилась в драчунью. Будто во мне проснулся дух предков – казаков, «шашку над головой»… и помчалась. Тоже вдохновляет. Поэтому вдохновение, оно отовсюду. Я обожаю небо, обожаю цветочки. Но больше всего мне дает вдохновение моя профессия. А дома я отдыхаю. Спасибо моей семье, мужу и детям, после фразы «Ребята, тихо….я 14 часов говорила»  они минут 20 меня не трогают. А потом начинается шквал информации, разговоров, эмоций: «Мама, посмотри…, сделай…мама, посоветуй…мама, покажи» и прочее. Дома не вдохновение – дома любовь. Любовь, свет, уют, рык иногда. Ну, вот так…

Ваша выставка-турне «Взгляд из Зазеркалья» недавно открылась в нашей столице. Как прошло открытие в городе Астана? Что запомнилось больше всего?

Очень хорошо. Я опять-таки бесконечно благодарнавсем, кто помогал мне готовиться к этой поездке. Алесе Артемьевой за то, что все это разработала  всю эту идею, что вдохновила, успокоила, принесла мольберты. И моим девочкам в Центре– Юле и Оле, которыесобирали меня в дорогу. Тебе, Женя,  за профессионализм, поддержку, любовь. За вот этот звонок ночью «Лена, все нормально!»Моим супругу, детям, родителям, друзьям, которые говорили, что даже не будут волноваться, т.к. знают,  все пройдет хорошо.Боже мой, сколько в мире любви! Перед презентацией мне было очень страшно, и это не смотря на то, что часто выступаю перед людьми, веду тренинги. Но искусство — совершенно другая сфера. Это то, о чем я не привыкла говорить. Но у меня есть такой прием – когда меня совсем потряхивает и мне сложно справиться со своим состоянием, то начинаю говорить об этомвсем людям. Всем подряд –водителю, парикмахеру, всем. И люди реально начинают меня поддерживать, включаться. И все постепенно проходит. Я слышу, что мне говорят люди. И я иду в бой дальше. И так и получилось в Астане. Девочка — парикмахер Настя, и водитель Дима, который меня вез в ресторан Демалыс, где проходила презентация, и ведущий презентацию Андрей, и официант Бахтияр, помогший расставить картины,и сама Дина, хозяйка ресторана, укутала меня в облаке внимания и заботы. Все эти люди на руках любви показали  мое творчество нашей столице. Поэтому невозможно  было провалить презентацию, когда вокруг столько любви.

Следующий шаг Вашего турне – это город Москва. Как планируется мероприятие там?

Во-первых, я буду впервые в Москве. Мне очень интересно – что будет и как получится. Со мной поедет сама Алеся Артемьева (генеральный художник AcademyofAmbitiousArtist–прим.ред.), что меня уже вдохновляет! Мы планируем провести лекцию для студентов художественных ВУЗов, творческих профессий, что бы рассказать, как можно себя открывать, показывать миру. Я хочу показать возможности творчества через проективную графику. У нас ведутся переговоры о предоставлении помещения. Еще мы отправили письмо в Университет им. Сурикова для преподавателей кафедры теории искусств с графелвами. Я нарисовала по фотографиям в интернете, что нашла на сайте Университета, портреты преподавателей. И мы отправили с желанием подружиться с ними, с желанием пообщаться с ними: с преподавателями, со студентами. И мы надеемся, что у них возникнет интерес к тому, что такое графелва. С большим удовольствием я бы хотела встретиться с ними в Университете им. Сурикова. Вот такие планы.

Какой Вы представляете себе московскую публику? Каковы Ваши ожидания?

Встреча с московской публикой, конечно,  меня очень-очень подтягивает внутри. Я понимаю, что эта публика изысканная, искушенная во многом. Люди с Москвы, которые доезжают до Алматы, до Казахстана, к сожалению, не всегда себя проявляют, как самые деликатные гости. Поэтому у меня сложился некий стереотип о московских жителях. Но когда я начинаю смотреть вглубь на телеэкранах, на изображение людей-москвичей, то я вижу, что это люди глубокие, серьезные, лишенные лишнего романтизма, достаточно честные. Не зря есть такое выражение: «Москва слезам не верит». Они понимают толк в чем-то новом, интересном. Москвичи – это люди, которые могут тебя проверить на силу. Я не ожидаю какого-то радушного приема со стороны московской публики, не ожидаю оваций и восторгов. Мне интересно, что бы получился диалог. Даже если общение получится острым – да с удовольствием, любопытно в этом поучаствовать.

Что ожидает зрителей после города Москва? Куда Ваше турне отправится дальше? И где Вы его завершите?

Дальше мы планируем попасть в Стокгольм. В рамках Фестиваля «Открытая Центральная Азия» мы проведем лекцию – мастер-класс для студентов Университета Швеции. Далее мы вернемся в Алматы, и в середине февраля будет проведена большая выставка либо в Музее им. Костеева либо в другом пространстве, пока ведутся переговоры. Несколько дней будет посвящено работе со зрителями, в разнообразной форме общения мы познакомим людей поближе с проективной графикой. С тем, какую пользу она может принести. Как я уже говорила, если графелвасоздается для конкретного человека, то в ней зашифровывается пожелание и лучший образ этого человека. Либо в графелве, как в зеркале человек может кое-что посмотреть о себе и кое-что подчистить. Этосвоеобразная личная мантра развития и удачи. Многие графелвы содержат толику иронии, юмора и поднимают людям настроение. Некоторые заставляют задуматься. Как истинное искусство, на мой взгляд, графелвы позволяют людям увидеть мир новыми глазами, под новым углом зрения и расширить самих себя.

Можете поделиться своими дальнейшими творческими планами? Что планируете?

Хочется сделать Второй альбом. Хочется работать разным цветом. Даша предлагает сделать цветное направление и хочет поучаствовать в моих графелвах, сделать их более радужными. Думаю, надо поэкспериментировать. Я хочу дошить одеяло, которое я начала шить много лет назад для своей младшей дочери в стиле лоскутной техники. Это тоже творчество. Я хочу продолжать писать дальше книги. Я хочу делать выставки в других городах. Мне хочется показать свое творчество в Америке. Мне хочется, работать с серьезными людьми и через графелвы давать понимание о том, что для души очень важно и трогает. Я хочу развивать свое дело, Центр Елены Безруковой, ему скоро стукнет 11 лет!

Исходя из беседы видно, что вы трудоголик. Как Вам удается совмещать творчество с бизнесом? У Вас есть какой-то секрет? Поделитесь с нашими читателями.

Начиная работу, как я уже говорила, с 7 с 8 утра и до 10 вечера ежедневно. На творчество остается маловато времени. Но благодаря тому, что графелвы легкие, и напрямую связаны с людьми, то часть работ я делаю прямо во время учебного процесса. Часть работ я делаю дома, когда я дома отдыхаю, медитирую. Часть – когда я выезжаю куда-то в командировки. Я уверена, что времени у нас для творчества всегда предостаточно. Меня, вообще, последние годы эта мысль все больше и больше посещает. Хватает всегда времени и на развитие, и на творчество, и на любимые дела, и на семью. Просто вопрос о самоуправлении. Я думаю, что благодаря тому, что я много всего делаю в разных направлениях и многого хочу, я научилась быть при этом дисциплинированной. Для меня это подвиг, потому что раньше с дисциплиной нам не всегда удавалось договариваться.

Добавить к этому, что есть какой-то секрет… секрет да, есть. Во-первых, я позволяю себе делать все, что я хочу. Для меня слово «невозможно» не существует. Когда мне кто-то говорит, что это невозможно, так не положено, так не делается, яобязательно это сделаю,  и обязательно всегда сделаю так, как хочу (спасибо моему упрямству!). С папой у меня всегда был в детстве спор. Он мне часто  говорил: «Надо делать то, что положено! Делать то, что нужно!» А сидела и бубнила: «Я буду делать то, что я хочу». Так как женская природа – это природа спонтанности, природа искусства, творчества. Я бы сказала — это природа природы, как таковой, течение реки, пляска огня.Мне очень нравится быть женщиной. Я думаю, что женщине гораздо проще быть творческой, чем мужчине. У мужчин больше ответственности, больше социальных норм, рамок. Даже мои девчонки говорят, что «Я хочу, потому что я хочу». Мы слушаем свою интуицию, и делаем. Секрет быть самой собой.

Очень интересно. Расскажите, как Вам удается совмещать свою обычную деятельность с этим творческим проектом? Кто является Вашими помощниками?

Данный проект – «Взгляд из Зазеркалья» — состоялся благодаря компании AcademyofAmbitiousArtist, благодаря  тебе — Евгения Ломакина. И я всегда с теплотой думаю о моих уважаемых, дорогих коллегах-партнерах, что благодаря их усилиям, времени, внимаю, профессионализму этот проект двигается. Даже когда мне совершенно некогда, когда я завалена делами. Мне звонит Алеся «Лена, у тебя следующая такая-то задача». Звонит Евгения «Елена, у тебя вот такая-то задача. Давай вот это делай». И благодаря энергии моих партнеров этот проект начал жить и развиваться. Огромное за это спасибо!

Чего бы Вы хотели пожелать себе на ближайший год?

Есть планы и цели. Хочется их достичь… Я хочу себе пожелать финансовой дисциплины. Для меня это важно. Трудовой  дисциплине уже научилась,а финансовой — вот только учусь. Я хочу пожелать себе заговорить на казахском и на английском языках. Я хочу пожелать себе поехать в отпуск с семьей на неделю. Я хочу пожелать себе здоровья, терпения самой с собой и сил. Что бы сделать все, что я хочу.

А нашим читателям?

Я хочу пожелать читателям быть счастливыми. Я хочу, что бы они приняли решение быть счастливыми. Я хочу пожелать спокойствия и понимания того,  насколько каждый житель нашей страны, других стран важен на этой Земле. Что бы каждый почувствовал и понял, как важна Вашажизнь, каждый Ваш день для общего благополучия, для общего счастья. Чтобы  мы не подвергались страхам и панике, которые часто провоцируются СМИ. Потому что даже один человек, сохранивший спокойствие в общей ситуации нервозности, это спокойствие усиливает, притягивает и распространяет на общество в целом. Просто будьте счастливы сами и помните, что очень многое  в наших руках. И большое спасибо за внимание, что прочитали это интервью. Удачи Вам!

Вот так время за беседой пролетело незаметно. Где-то мы посмеялись, где-то ответы были пронизаны легкой грустинкой. Но самое главное, что чувствовалось во время интервью – это бесконечная уверенность, бесконечный позитивный настрой и вера в любимое дело. Было видно, что Елена не привыкла говорить о проективной графике много. Но каждое слово, которое было произнесено – оно было произнесено из самой глубины души.

Евгения ЛОМАКИНА

Автор и исследователь просторов современного искусства