Нам посчастливилось жить в крайне интересное время. Время информационных технологий, время развития, время, когда стираются границы между странами и людьми. И современное искусство не исключение.

Подтверждением этого является проведенная недавно Международная выставка талантливых современных художников из разных стран – AcademyofAmbitiousArtist, организованная художницей  Артемьевой Алеся, автором проекта, которая работает в древней японской технике Oshibana.  Члены Консультативного совета Евразийской Творческой Гильдии (Лондон) проанализировали ряд художественных проектов по всему миру пришли к выводу, что проект «Академия Амбициозных Художников» является одним из самых перспективных проектов в сфере интеграции международного искусства и культуры.

При этом, одним из главных вопросов является объективная оценка результатов труда современного деятеля искусства. Оценка предметов современного искусства — это интересное и актуальное направление оценочной деятельности.         Евгения ЛОМАКИНА  Что такое оценка? Оценка – это определение наиболее вероятной цены, по которой может быть реализован тот или иной объект. Оценка в Казахстане развивается с 1997 года. Закон Об оценочной деятельности был принят только в 2000 году. Специальность развивалась бурно и хаотически и только в 2010-м году были приняты первые стандарты оценки, которые регламентировали методики оценки по направлениям.

Кому нужна оценка? В первую очередь, она нужна самим авторам. Каждый творческий человек дорожит своими творениями, она кажутся ему бесценными, уникальными, единственными в своем роде. И это только часть факторов, которые автор вкладывает в свое творчество. И подчас это так и есть. Однако, для того, что иметь возможность продавать результаты своего труда за адекватные деньги (не прибегая к мошенническим схемам, конечно же), необходимо определить стартовую рыночную стоимость.

Артемьева АлесяПри этом, важно понимать, что стоимость объекта оценки, которую определяет оценщик, является всего лишь отправной точкой для начала торга, для того, чтобы заявить о себе не рынке. Во вторую очередь, она нужна потенциальным покупателям. Задача оценщика объективно и достоверно описать все особенности объекта оценки (такие как стиль исполнения, использованные материалы, привести данные об авторе и многое-многое другое). Если перед началом торга покупателю будет представлена вся информация с обоснованием и возможностью проверить приведенные данные, это облегчить процесс принятия решения и уменьшит время экспозиции.

При переговорах часто возникают конфликтные ситуации, которые можно было бы избежать при наличии открытого рынка предметов современного искусства, наличии единых методик оценки. В настоящее время отсутствует соответствующая нормативно-правовая база, как в нашей стране, так и во многих других странах мира.В итоге оценка произведений искусства носит исключительно ориентировочный характер, часто эмоциональный характер.    Евгения ЛОМАКИНА        В настоящее время оценка происходит по таким показателям, как количество публикаций, выставок, каталогов, почетные звания или премии. Однако, для современного искусства это может служить лишь вспомогательной информацией. Статистические методы исследований, к которым, прежде всего, относится анализ опросов общественного мнения, могут помочь при оценке общественной значимости художника и его произведений, но не их значимости с точки зрения искусствоведения. И это может быть применимо к уже известным предметам искусства и их авторам. Дополнительной сложностью является конфиденциальность и не публичность данных о сделках, производимых по соглашению сторон. Таким образом, формирование открытого рынка, как для  предметов искусства в целом, и предметов современного искусства в частности, выходит на передний план. Именно здесь оценщики могут стать верными союзниками и соратниками как для продавцов (авторов), так и для покупателей.  Артемьева Алеся          Возможным путем решения и первым шагом для формирования открытого рынка может послужить разработка и утверждение Стандарта оценки «Оценка предметов современного искусства». При этом, современное искусство необходимо выделить в отдельный блок и не смешивать с предметами старины и антиквариата. Вторым этапом может послужить формирование некоего пласта агентов-посредников, которые объективно и качественно будут представлять интересы автора перед покупателями. Конечно, данный путь достаточно долог, и мы находимся только в начале пути становления рынка купли-продажи предметов современного искусства. Однако, в результате сформируется честный, открытый и цивилизованный рынок.

Артемьева АлесяАвтор: Евгения ЛОМАКИНА, Практикующий оценщик Бизнес-советник, лектор МВА